adastra_sedinte (adastra_sedinte) wrote,
adastra_sedinte
adastra_sedinte

Category:

Родоначальник астропсихологии Дейн Радьяр о предсказаниях, буквализме и новой астрологии [перевод]

[Переводы] [Другая астрология]

Астропсихологическое предисловие.


«Предсказание - это неорганизованная попытка
бессистемного прогнозирования на основе изолированных и всегда
неполных данных. В лучшем случае его цель состоит в удовлетворении
любопытства клиента; в худшем – это потворство его
чувству неуверенности и его страхам,
ради собственной прибыли…

Сатурн. Кто и что вообще может сделать с Сатурном
или против Сатурна? Понятно, что ничего.
Отныне страх приобрел конкретные очертания и имя.

...человек начинает – о, поначалу еще так робко! – вместо «богов» и «Сил»
мыслить в категориях серий и циклов. Так возникла новая астрология.
Которая, однако, полностью так и не развилась».

(Дейн Радьяр)


Дейн Радьяр (1895 - 1985) - родоначальник астропсихологии, автор личностно-ориентированной и гуманистической астрологической концепции. Вниманию читателей нашего Журнала впервые на русском языке предлагается наш перевод фрагментов из его опубликованной в 1969-м году работы - «Практика астрологии как техника человеческого понимания».
Сам посыл автора в переведенных фрагментах, как представляется, можно сформулировать следующим образом. Независимо от самого вопроса о принципиальной возможности/невозможности точных предсказаний конкретных материальных событий, всё самое главное в грамотной астропсихологической работе (т.е. правильный фокус исследовательского внимания) заключается вовсе не в этом.

Кроме того, в приведенных ниже фрагментах нетрудно увидеть, что (а) некритическая вера большинства традиционных астрологов в саму возможность предсказывать будущее оказывается напрямую связана с другой особенностью оккультистской эпистемологической парадигмы – с ее (б) натурализмом и буквализмом, т.е. с неосознанным стремлением понимать чисто смысловые реалии, с которыми только и имеет дело астропсихология, в виде наглядно представимых и квази-материальных процессов или даже одушевленных антропоморфных сверхсуществ (будь то «планеты» или «боги»).

К сожалению, сам "астропсихологический поворот", пока только намеченный Радьяром во 2-й половине прошлого столетия, во всей своей радикальности по большей части остался не до конца понят или даже просто проигнорирован большинством сегодняшних профессиональных астрологов с их по-прежнему отчетливо выраженным событийно-предсказательным исследовательским акцентом [1]. Что касается нашей страны, то, за редкими исключениями, этот поворот так и остался сегодня "гласом вопиющего в пустыне".
<Болд и курсив в переводе везде мой>



***
Дейн Радьяр.
Практика астрологии как техника человеческого понимания [1969; фрагменты]

Источник: Dane Rudhyar. The practice of astrology as a technique in human understanding (1969)


Шаг второй. Принятие личной ответственности за применение своих знаний.
<Плохой астролог> видит лишь то, что лежит на поверхности: любопытство этих мужчин и женщин; то, как они истосковались по тому, что кто-то вообще о них говорит; их желание узнать, «что должно произойти». Но на самом деле всё это – только маски, за которыми маячит еле различимый лик их страха.
То, что должно произойти, надвигается; и вот оно уже происходит; оно глубоко перепахивает устоявшуюся почву вчерашнего дня. Изменения болезненны. Люди вопрошают звезды потому что находятся в состоянии хаоса, в темноте, в тумане, в котором всё путается.
Астрология должна отвечать людям на вопрос о самом существовании порядка, ведь общепризнанный, чисто человеческий, общественный и земной порядок давно разрушен. Некоторые страдающие в темноте души обращаются к звездам, другие – к Богу, а я для них – его предполагаемый представитель среди людей.

И мы здесь не сгущаем краски, – мы описываем психологически достоверные факты. Люди, которые всерьез обращаются к астрологу за советом – это люди, которые чувствуют неуверенность, то есть у них так или иначе присутствует страх. Они хотят ощущения безопасности, которое им могут дать эти новые знания, и они нуждаются в соответствующем руководстве.
И если астролог, отвечающий на их вопросы, не готов(а) или не хочет брать на себя личную ответственность за свои рекомендации и информацию, то это означает, что он(а) не справляется с этими вопросами в чем-то самом главном [fails them essentially].

Он(а) катастрофически не справляется, если, вместо того, чтобы помогать клиенту преодолеть его полусознательные страхи, начинает их акцентировать, наделяя те таинственной силой, – за счет такого способа интерпретации [justification], против которого вообще нет никаких средств. «Сатурн встает в квадрат к твоему Солнцу! Будь начеку!». В результате человек чувствует беспокойство и подавленность, у него появляется ощущение ждущих его впереди проблем. Он выходит из офиса астролога с отчетливым ощущением надвигающейся трагедии, ведь «Сатурн» собирается причинить ему боль, его жена "может" умереть, а ему самому "может" понадобиться операция на почках…

Сатурн. Кто и что вообще может сделать с Сатурном или против Сатурна? Понятно, что ничего. Отныне страх приобрел конкретные очертания и имя. Ожидание несчастья начинает изводить его сознание. И что еще хуже, здесь всё известно только частично, в остальном же – неуловимо и таинственно. И теперь каждый беспокойный взгляд на жену может оказаться началом ее конца; каждая боль в спине может предвещать неотвратимое действие этой темной Силы, действующей на расстоянии [remote] с недостижимых небес, – Сатурна.
Здесь мало что изменится, если сказать, что "влияния" Сатурна якобы по природе своей суть электромагнитные волны. Или что такое предсказание имеет только статистическую вероятность. Пожалуй, это даже хуже: знать, что супруг умрет или сойдет с ума с 75-процентной вероятностью, чем знать это наверняка. Страх, порождаемый неопределенностью, гораздо разрушительнее, чем попытки противостоять неизбежному.
И не стоит здесь говорить "предупрежден – значит вооружен". Это не работает там, где Марс, Сатурн, квадраты и оппозиции и т.д. представляются в качестве объективных, злобных существ, которые на самом деле и в буквальном смысле как-то воздействуют на людей. Там, где существует страх, все это уже не подходит.

Астролог сообщает клиенту, что в субботу с ним может произойти какой-нибудь несчастный случай, имеющий отношение к его голове. Тот предусмотрительно весь день не покидает постели. А на стене рядом с кроватью висит тяжелая картина, которая держится на одной веревке… И в результате… Ему ужасно больно.
Или он идет по улице, повсюду высматривая тот самый кирпич, который должен упасть ему на голову. И поскольку он так напряжен, он не замечает у себя под ногами дыру в асфальте... В которую и летит головой вперед…
Всё это – примеры из жизни. Да, предсказание сработало. Астролог оказался успешен. Хирургическая операция тоже может быть успешной, – только вот пациент вскоре после нее скончался.

О чем все это нам говорит? О том, что под влиянием силы страха тут был упущен чисто человеческий элемент.
Будет ли астролог всего лишь кристаллизовать и сгущать страх своими прогнозами? Станет ли он еще только увеличивать масштабы путаницы, смятения и чувства дезинтеграции у своего клиента? Или же сможет придать ему уверенности в том, что сфера порядка вообще существует и может быть достигнута? Придать ее тому, кто – сознает он это или нет – жаждет руководства в этой новой для себя области. Будет ли астрология еще дополнительно усиливать наше бегство в состояние сумбура и запутанности или же станет методом интеграции?
Но второе невозможно, пока астролог полностью не отдаст себе отчет [fully aware] в своей личной ответственности, – вместе со всем, что из этого необходимо следует. А это в свою очередь означает, что астролог должен быть еще и мудрым философом и психологом. <...>

Вопрос о «предсказаниях будущего» – всего лишь частный пример гораздо более общей проблемы. Предсказание – это неорганизованная попытка бессистемного прогнозирования на основе изолированных и всегда неполных данных. В лучшем случае его цель состоит в удовлетворении любопытства клиента; в худшем – это потворство его чувству неуверенности и его страхам, ради собственной прибыли [2].
Но даже и тогда, когда предсказания делаются бесплатно и с благими намерениями [in honest hand], их опасность заключается в том, что все они основаны на неправильном типе психологии. Все они фокусируют внимание лишь на стандартных вопросах, которые вычленяются [singles out] <из общего событийного целого – И.Е.> главным образом для того, чтобы произвести впечатление на нас, любопытных и тщеславных. И всё это никак не содействует нашей психологической целостности и здоровью.

Предсказания будущего обслуживают и поощряют нашу зависимость от чужих советов и желание снять с себя ответственность [escapism], а прежде всего – нашу зависимость от внешних событий, рассматриваемых вне общего контекста нашей жизни и целостного существования. <…>
Практика астрологии – это искусство, но в основе своей это также и терапия. Любой умный [wise] астролог знает, что – нравится ему это или нет – он должен быть еще и астро-терапевтом.



*

«...большинство приверженцев астрологии (как и ее критиков)
еще не понимают, что знаки Зодиака не имеют вообще ничего общего
с реальными звездами и созвездиями, но представляют собой всего лишь
двенадцать фаз циклической взаимосвязи между Землей и Солнцем»

(Дейн Радьяр)


Шаг четвертый. Четкое понимание смысла знаков Зодиака и домов гороскопа.
В стандартных астрологических учебниках небесные тела (периодическое движение которых и составляет базовый материал для астро-интерпретаций) представлены как совершенно конкретные существа. Но тогда получается, что в своей астрологической трактовке планет мы сегодня не так уж далеко ушли от древних и от тех, кто поклонялся звездам ["star-worshippers"].
Например, мы по-прежнему делим планеты на «мужские» и «женские». Кроме того, мы многозначительно говорим что-то вроде «мой Сатурн причиняет мне ужасные неприятности» или, наоборот, что-то о «моей прекрасной Венере». Другими словами, мы всё еще понимаем небесные тела слишком близко к «колесницам» богов. И получается, что воля таких богов «влияет» на человеческие дела даже больше, чем воля политического диктатора или религиозного авторитета Папы влияет на действия их сторонников и последователей.

Подобным же образом мы по-прежнему рассматриваем знаки Зодиака и дома в карте рождения как отдельные и всемогущие сущности [entities with absolute prerogatives] с раз и навсегда установленными характеристиками, а не как сегменты замкнутых циклов, имеющие смысл лишь в качестве частей внутри этого целого.
Это особенно справедливо в отношении знаков Зодиака, ведь большинство приверженцев астрологии (как и ее критиков) еще не понимают, что знаки Зодиака не имеют вообще ничего общего с реальными звездами и созвездиями, но представляют собой всего лишь двенадцать фаз циклической взаимосвязи между Землей и Солнцем.

Тем не менее, простого понимания этого принципиального различия между (а) созвездиями (т.е. совокупностями реальных звезд) и (б) знаками Зодиака (т.е. двенадцатью секторами эклиптики как траектории движения Солнца, увиденной с Земли; речь об «эклиптической долготе» в эклиптической системе координат) все еще недостаточно. Тот способ понимания и «астрологическая мудрость», которые я здесь разъясняю, требует, чтобы мы ясно представляли себе и более фундаментальный принцип: приоритет целого по отношению к своим частям. <…>

Первоначально астрология строилась на том самом фундаменте, который только и мог существовать при тогдашнем примитивном уровне мышления: все небесное понималось как конкретные существа – боги, фиксированное место, «дом», нечто твердое и одушевленное. Однако с наступлением новой эры развития сознания, в 6-м веке до н.э. (во времена Пифагора) или даже раньше, человек начинает – о, поначалу еще так робко! – вместо «богов» и «Сил» мыслить в категориях серий и циклов. Так возникла новая астрология. Которая, однако, полностью так и не развилась.

Эта-то «новая» астрология и должна наконец получить сегодня более развитую форму [3], которая уже была бы свободна от старых птолемеевских компромиссов с архаичной традицией. И единственный известный мне способ учредить такой полностью зрелый подход к астрологии – это начать с осознания того факта, что целое, по своему смыслу и потенциям, первично по отношению к своим частям. [4]
Дерево и все его части уже полностью содержатся в семенах. Также и все невероятно сложные органы человеческого тела – лишь вторичные «специализированные отделы» оплодотворенной яйцеклетки, которая по сравнению с ними более изначальна. Вот и знаки Зодиака – точно такие же «специализированные отделы» космического пространства вокруг любого человека, живущего на Земле; а планеты – специализированные «органы» Солнечной-системы-как-целого.

***См. также: Радьяр о жизненном напряжении "без черновиков" (перевод; фрагмент)***

_________________
Примечания переводчика и астропсихолога.

[1] ...по большей части остался не до конца понят или даже просто проигнорирован большинством сегодняшних профессиональных астрологов.
Поэтому трудно не согласиться с М.П. Папушем:

"Сказать, что Радьяр оказал какое-то влияние <на профессиональную астрологию>, нельзя, потому что, если астрологи хотят быть профессионалами и дурачить публику, а вовсе не быть на Пути, то они и прочтут его лишь как нечто любопытное, поэтичное...
Дело в том, что Радьяр очень многолик и очень многообразен: он печатающийся поэт, музыковед, исполняющийся композитор, выставляющийся художник. Чего только нет. Поэтому он не создал и не мог создать никакой астрологической школы, это была бы полная бессмыслица... А какие ученики и какая школа, и какое воздействие может быть у поэта? Никаких.
Рассматривать всё это <т.е. астрологию> как внешнюю профессиональную объектную деятельность, во-первых, бессмысленно...
Ощущение такое, что проблема американской астрологии такова же. Люди, которые занимаются астрологией мнят себя профессионалами от астрологии...
А современный астролог-профессионал... Хорошо, если эти люди действительно правильно владеют этим языком, это хотя бы интеллектуально интересно...
Они думают, что этим можно профессионально заниматься как какой-нибудь клеточной биологией. А это не так. Потому что в лучшем случае, как утверждает Радьяр, это язык."

[2] "Предсказание - это неорганизованная попытка бессистемного прогнозирования…"
Впрочем, в Предисловии к той же книге автор – не меняя основного акцента – все же чуть менее категорично высказывается о предсказательном потенциале астрологии:
«Действительно, никто из тех, кто знаком с «хорарной <т.е. вопросной, предсказательной – И.Е.> астрологией», никогда не стал бы отрицать ее удивительный потенциал. Но чтобы использовать этот потенциал конструктивно и умно, астролог нуждается в чем-то большем, чем чисто технические навыки. В чем-то таком, с чем все не так просто даже когда оно имеется. Он нуждается в том, чтобы достигнуть высшего дара человеческого понимания».
(Далее см. здесь).

Однако вот что пишет спустя всего три года 76-летний Радьяр в Предисловии к своей другой книге, сборнику «Личностно-ориентированная астрология»:

«Более 40 лет я пытался показать, что астрология в своем глубинном аспекте также представляет собой символический язык. Это значит, что планеты не оказывают прямых «влияний» на человека через какие-то таинственные лучи. Большинство астрологических техник на самом деле базируются совсем не на этом фундаменте…
Тщательно анализировать день за днем и год за годом, как позиции небесных тел соотносятся с картой рождения и делать отсюда выводы, что, скорее всего, из этого последует, может быть интригующим занятием, но это не затрагивает основную цель астрологии.
Эта цель не столько в том, чтобы сказать нам, что мы встретим на своем пути, сколько предложить нам, как это встретить и определить главную тему/мотив/повод/пункт этой встречи. Определить, каковы те наши качества и тот тип силы, которые требуются, чтобы пройти ту или иную определенную фазу нашего полного становления в качестве индивидуальности.
Это не имеет никакого отношения к тому, чтобы классифицировать события, встречающиеся человеку в какой-либо фазе, как «благоприятные» или «дурные». Важно не событие, каким бы оно ни было, а то, будем ли мы готовы встретить его с наилучшим с точки зрения нашего роста результатом».
(Дейн Радьяр. Предисловие // Радьяр Д. Личностно-ориентированная астрология [1972]. – М.: ЦАИ, 1994. С. 5)

«Будут или нет транзиты коррелировать с важнейшими внешними событиями, в некотором смысле совсем неважно. Традиционные усилия бесчисленных поколений астрологов, направленные на демонстрацию корреляции между астрологическими движениями и явлениями физического плана, - не главное для гуманистического астролога. События могут происходить, а могут и не происходить. Имеет значение только одно: понимает ли сам человек, что происходит, и использует ли он сформировавшуюся ситуацию для того, чтобы сделать процесс самоактуализации более сознательным, объемным и творческим».
(Дейн Радьяр. Интерпретация карты рождения как целого // там же, С. 284)
<перевод в обоих случаях отредактирован мной – И.Е.>

[3] «полностью так и не развилась» - «never grown to maturity»; «более развитую форму» - «fuller mature expression»; «полностью зрелый подход к астрологии» - «fully mature approach».
Масштаб концептуального замысла Радьяра, пожалуй, станет еще нагляднее, если привести здесь весь спектр значений «mature» и «maturity»: зрелое, развитое, созревшее, продуманное, спелое, выношенное, тщательно обдуманное; совершеннолетие, возмужалость.

[4] "...целое, по своему смыслу и потенциям, первично по отношению к своим частям".
Ср. со структурно той же самой идеей, которую открыла для себя современная наука в квантовой механике: "Феномен нелокальности демонстрирует, что взаимосвязь между частями является более фундаментальной и более реальной, чем отдельность и определенность самих частей". (см. здесь)...

Но еще более важной мне представляется другая отсылка. Ведь здесь Радьяр - осознанно или нет - фактически цитирует знаменитый трактат Плотина "Что делают звезды" (Эннеады, II.3.). Этот небольшой трактат (который упоминает также и Виктор Мэнсфилд) полностью посвящен (а) уничижительной критике буквалистской астрологии физических влияний и (б) тщательному концептуальному обоснованию астро-принципа как чисто синхронистичного (смыслового) первопринципа.

Сравним:
"Все вещи должны быть взаимосвязаны; гармония и соответствие, которые можно обнаружить в любом слаженном организме, должны в более ярко выраженной форме существовать в Целом. Должен существовать один принцип, образующий это единство различных форм жизни и объединяющий воедино его части...
Таким образом, каждое существо порождено единым принципом и, хотя и выполняет свою собственную задачу, но взаимодействует с каждым из членов данного Целого, вне которого оно никак свою задачу выполнить не может...
И в этом порядке, звезды, будучи далеко не самыми малозначительными членами небесной системы, являются сподвижниками, вносящими свой вклад и в ее спокойную красоту, и в ее символическое качество. Их символической силе подчиняется все царство чувств..." (Плотин)
_____________________
Перевод, примечания и астропсихологический комментарий:
© Игорь Ефременков, 2018
На русском языке публикуется впервые.
При цитировании и использовании материала ссылка обязательна



Tags: ! Радьяр, #Радьяр, #астропсихология, Папуш, Плотин, переводы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments